Интервью Петра Чобитько, председателя Президиума «Национального Союза Каллиграфов»

12 декабря 2008
Пётр Чобитько Накануне дня Конституции, поздно вечером, наш корреспондент задал вопросы Председателю Президиума «Национального Союза Каллиграфов» Петру Петровичу Чобитько о том, как создавался первый в России рукописный вариант Конституции Российской Федерации.
Предлагаем Вашему вниманию расшифровку этого разговора.
 
 
 — Пётр Петрович, на Ваш взгляд, почему появилась необходимость в написании рукописной Конституции России? В чем значимость этого проекта для страны?
— В процессе обсуждения грандиозного по замыслу и реализации проекта «Международная выставка каллиграфии» появились идеи государственного масштаба, а именно: в этот юбилейный год 300-летия гражданского шрифта возродить забытое в России искусство каллиграфии. При этом нужна была сердцевина проекта, которой и стал рукописный вариант Конституции страны. Она должна затронуть всех, а не только любителей этого искусства, призвана стать символом возрождения нашей письменной культуры. Не каждая страна способна хранить и взращивать такой утонченный, изысканный предмет искусства, как каллиграфия. Это свидетельствует о ее духовном и интеллектуальном потенциале, о ее глубоких традициях и о её возможностях.

 — Как долго шла работа над рукописным вариантом основного закона?
— Работа над Конституцией велась поэтапно, в общей сложности, по времени это было с конца мая до начала ноября. Первый этап, наиболее важный – это создание рукописного шрифта. Потребовались значительные усилия, чтобы выработать ту форму, которая бы впитала в себя и традиции и, в то же время, отвечала современным требованиям. Необходимо было добиться таких результатов, чтобы чувствовалось, что шрифт написан, а не тиражирован на технике, будь то цифровая или другие формы печати. Второй период – это непосредственное сотрудничество с дизайнерами из издательства «Редкая книга из Санкт-Петербурга». В это период была определена форма написания, то есть композиция листа, пропорции страниц, пропорции текста, поля, берега вокруг, размер строки, промежутков между строками. С этого момента началась работа написания текста Конституции. Вначале размечался текст на странице, корректор проверял его, а потом приходилось уже писать. Последние, завершающие станицы были написаны и отправлены 10 ноября. Они труднее всего и давались, видимо, проявилась общая усталость. Самые последние страницы пришлось переписывать три раза.

 — Как Вы пришли к такому шрифту, в чем особенность работы над шрифтом?
— Рукописным шрифтом я занимаюсь давно, более 36 лет. И конечно, в этой работе сказался мой многолетний опыт: и опыт преподавательской работы, и того, что я выполнял ряд ответственных заказов, написания грамот, поздравительных адресов. Я уже давно думал над рукописными формами, которыми можно написать ответственные документы. Конечно, у меня были определенные взгляды и наработки. За такое короткое время создать шрифт для написания Конституции было почти нереально. Для этого требуется детальная, многомесячная работа. Главное, что мне помогло в разработке шрифта – это то, что совсем недавно я закончил книгу «Азбука древнерусского шрифта», в которой показаны не только наши исторические формы, но и образцы современных интерпретаций на исторической основе. Во многом, эта работа мне помогла в создании шрифта Конституции. Особенность работы заключается не только в том, что приходится не только разрабатывать форму для той или иной задачи, но все время связывать ее с рукописной формой, формой слова, строки, то есть смотреть, как этот шрифт читается, как он воспринимается глазом, какое он создает настроение, ритм. Пожалуй, в этом заключалась основная трудность – найти тот нужный камертон, тот звук, который отвечал бы данной теме, чтобы не впасть в историзм и чтобы это не было слишком сухо, прежде всего, в этом должна быть жизнь, именно рукотворность данной работы. Я думаю, что в этом заключается особенность разработки этого шрифта.

 — Что представляет собой шрифт, каковы его характеристики?
— По отношению к букве, ширина пера во многом влияет на восприятие знака. Бывает шрифт красив, как растение, он слишком тонок, а может быть наоборот – слишком плотным. Необходимо найти ту меру, чтобы буква была органична, чтобы не чувствовалось в ней недостатков. Еще одной из важных характеристик является то, чтобы в букве была и некая монументальность, строгость и, в то же время, какое-то разнообразие, то есть не должно быть сухости. Поэтому пришлось некие детали в процессе письма менять. В зависимости от ситуации, в некоторых буквах появлялись дополнительные выносные элементы, чтобы придать шрифту некую музыкальность. Конституция – это же не литературное произведение, и было необходимо внести некую теплоту, разнообразие. Это было самое сложное – держать ту меру, чтобы не впасть в крайность.

 — Какие трудности стояли перед Вам при написании Конституции?
— Трудностей было много, и трудности были различные. Это и физические, и психологические, и моральные. Первое, мне хотелось удалиться от мирской суеты, как это было у прошлых мастеров, которые писали в уединении, в затворничестве, в монастырях – и я нашел такое место и даже договорился с батюшкой, что мне предоставят келью. Но судьба распорядилась иначе. В процессе письма пришлось решать очень много других вопросов. В это время готовился проект «Международная выставка каллиграфии» в Санкт-Петербурге и мне как председателю правления «Национального Союза Каллиграфов» приходилось также решать организационные вопросы. Это одно; кроме того (это, пожалуй, самое сложное), трудно было удержаться в одном состоянии. Я чувствовал, что мое состояние передается на шрифт, мне казалось, что он становится несколько суховатым или в некоторых случаях более темпераментным. Сложно было выдержать этот длительный марафон в одной форме.

 — Какими письменными приборами вы пользовались?
— Планировалось написание, как было в древности, птичьими перьями. Но в процессе письма оказалось, что современная бумага отличается от той, на которой писали наши предки. Перья часто выходили из строя. Пришлось постепенно переходить на металлические перья. Однако их тоже пришлось дорабатывать, зашлифовывать, потому что перо – это как часть руки, оно должно быть очень чувствительным и тонко реагировать на любое движение, любой поворот руки. Даже металлические перья приходилось часто менять – и ни одно изначальное перо не дошло до финала.

 — На какой бумаге писалась Конституция?
— Для написания Конституции была использована итальянская фактурная бумага ручной работы «Тинторетто», которая имеет приятный теплый оттенок. Она почти совпадает с древними образцами бумаги.

 — Это очень сложный и кропотливый труд. Были ли у Вас помощники?
— Когда я начинал писать, первые советы мне давал дизайнер Копылков Михаил, который помог определить нужные размеры буквы, ширину строки и т. д. В процессе работы, учитывая сжатые сроки написания, как это часто бывает, мне помогали мои ученики. Однако не каждый мог выдержать напряжения – и до последнего штриха, последней точки смог доработать лишь один ученик, студент Государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина — Лотарев.

 — В чем Вы видите значимость этого проекта для России?
— В рамках проекта «Международная выставка каллиграфии» за этот год совершилось четыре важных события, которые еще не все оценили и осмыслили. Первое – это открытие выставки в Санкт-Петербурге, куда были приглашены более 50 каллиграфов из 26 стран мира. Второе — создание «Национального Союза Каллиграфов» России, в который хотят вступить многие мастера и других стран. Третье — открытие первого в стране Современного музея каллиграфии в Москве. Четвертое — написание Конституции Российской Федерации. Все это в совокупности крепкий фундамент, на котором может формироваться среда – а без среды невозможно существование развития искусства каллиграфии. Это огромный пласт культуры, который был невостребован в нашем обществе долгие годы. Это также проявление мощного источника чистой духовной энергии, пробуждающей душу каждого человека, и которой не хватает многим сегодня. В своей доступности, демократичности этот вид искусства притягивает многих от мала до велика, и, особенно, детей-школьников, душой чувствующих его, испытывающих в нем природную потребность. Каллиграфии все возрасты покорны – это убедительно доказала, в пику скептикам, выставка в Санкт-Петербурге.
Несмотря на масштабность мероприятий, реализация проекта сегодня лежит на плечах одной компании – хотя он уже привлек внимание не только в нашей стране, но и во многих странах мира. Он объединяет, консолидирует и сближает не только мастеров и профессионалов, но и в духе радости соучастия и сопричастия сближает каждую семью, которая участвует в этом празднике каллиграфии. Разработанный законодателями главный документ страны — Конституцию — мы видим в напечатанном виде с помощью унифицированных, стандартных букв. Эта форма мало кого привлекает. Но сегодня Конституция приобрела другую одежду, изменилась ее внешность – рукотворная, обогащенная более сложным, разнообразным ритмом. И, смею надеяться, в этом рукописном виде, если он будет тиражирован, Конституция привлечет к себе внимание и многие для себя раскроют и смысл, и правила. По сути, в Конституции заложено то, что является девизом и самого проекта – формирование красивого и здорового общества. Значимость и важность для культуры и нашего общества превысило возможности одной компании. Дальнейшее развитие и осуществление этого проекта требует поддержки государства и его прямого участия.